В подготовленном Министерством строительства и ЖКХ РФ законопроекте предлагается концепция развития похоронного дела в Российской Федерации за счет создания похоронных домов. Вследствие этого вводится запрет на размещение бюро похоронного обслуживания (пунктов приема заказов) в медицинских организациях, а также моргах. Данные положения активно поддерживаются, прежде всего, отдельными чиновниками Правительства Москвы.
До настоящего времени градостроительное планирование и размещение объектов здравоохранения, включающих в себя патологоанатомические отделения (морги), в крупных городах РФ осуществлялось с учетом жилой застройки.
Сейчас требования к размещению объектов похоронного назначения, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, под которые подпадают и морги, содержащиеся в СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» предусматривают санитарно-защитные зоны и удаленность этих объектов от жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения.
Поэтому размещение пунктов приема заказов на организацию похорон в моргах (ПАО) больниц по сей день не противоречит моральным и этическим требованиям, а более того отвечает потребностям населения и не требует значительных затрат.
Насколько удобно строительство похоронных домов для городов федерального значения больших и небольших городов, других населенных пунктов нашей страны. Любой ли муниципалитет может себе позволить подобное строительство? Жители какого города или населенного пункта захотят под своими окнами в своем дворе обнаружить похоронный дом?
Современная экономическая ситуация и разнообразие социально-экономических условий регионов Российской Федерации не позволяет повсеместно создать сеть похоронных домов, а в большинстве субъектов РФ они просто не нужны, т.к. не соответствуют ни обрядам погребения ни похоронным традициям.
Конечно, можно было бы привлечь частные инвестиции в создание похоронных домов, однако это неизбежно приведет к удорожанию стоимости ритуальных услуг для населения, поскольку потребуется возмещения этих инвестиций. В качестве примера г.Москва – пионер всех начинаний похоронного дела в РФ. Бывший зам. руководителя ДТиУ А.Ж. Марсий, три года назад активно продвигавший идею создания похоронных домов в г.Москве, озвучил цифру в 10 млн. долларов на создание одного похоронного дома. Путем простых вычислений можно подсчитать, что при полной загрузке (все ~ 300 умерших в день будут доставлены в похоронный дом), в течении 10 лет инвестиции окупятся только в случае стоимости заказа на организацию похорон (подготовка тела, оформление документов, катафальный транспорт, похоронные принадлежности) в сумме 100 тыс. рублей! А ведь родственникам еще придется заплатить в ГУП «Ритуал» за кремацию или захоронение.
Что касается «полной загрузки» похоронного дома, то в качестве примера опять можно привести столицу. В настоящий момент все действующие в городе т.н. «трупохранилища» находятся в ведении ГУП «Ритуал», а их мощности, при определенной модернизации, смогут позволить обслужить все случаи смерти в городе. Кроме того, все «трупохранилища» соответствуют требованиям, предъявляемым законопроектом к «похоронным домам» и переименовать их не составит труда.
ГУП «Ритуал» или его правоприемнику, как «супермонополисту», будет совершенно не нужно, да и не выгодно делится доходами от самостоятельной коммерческой деятельности. Поэтому инвестировать частный капитал в создание похоронных домов действительно нецелесообразно!
Вывод напрашивается сам собой – частный инвестор, рискнувший создать похоронный дом, попросив «полной загрузки» вероятней всего от департамента здравоохранения получит в ответ следующие: направление тел умерших в ваш похоронный дом «в настоящий момент представляется нецелесообразным»! Ответ аналогичный нынешним обращениям ГСС в адрес ДГИГМ по поводу оформления аренды.
Скорее всего, внесение данного пункта в законопроект обусловлено не заботой о наведения порядка на рынке ритуальных услуг, а всего лишь исключительно меркантильными интересами отдельных участников рынка ритуальных услуг в отдельных субъектах РФ.
Поэтому принятие предлагаемой редакции законопроекта в части запрета на размещение бюро похоронного обслуживания (пунктов приема заказов) в медицинских организациях, а также моргах уничтожит всю сложившуюся систему похоронного дела в Российской Федерации, особенно в крупных городах и городах Федерального значения. В г.Москве вдобавок это приведет к вульгарному переделу рынка ритуальных услуг и фактической его монополизации со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.